![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
Довыпендривался.
Весна 1993 года, Дальний Восток, Амурская область.
Период достаточно жесткой экономии всего, в том числе и авиационного керосина. Учебные полеты почти не выполняли, а если таковые и случались, летали, в основном, только старшие командиры и очень перспективная молодежь. На этой волне и был придуман новый способ несения службы авиацией на ГГ в весеннее-летний период. Кроме одного борта, постоянно базировавшегося в г. Сковородино, стали отправлять по одному борту дежурить на заставы Райчихинского и Шимановского Погранотрядов. Заставы выбирались произвольно, на кого Бог подаст. Бог (или зам. командира по летной подготовке?) подавал, как правило, заставы, где поблизости имелись речушки с хариусом или озера с карасем. Командировки эти считались «миниотпуском», поскольку получались короткими, от 3 до 5 дней на свежем воздухе, и летный состав с удовольствием летал, особенно рыбачки (т.е. почти все). Очередной «миниотпуск», экипаж – «сборная солянка»: командир – к-н Л., штурман – к-н Ванифатов Саша, б/т – старый л-т я (переходил в старлеях уже 3 года из-за отсутствия капитанской летной должности, правда, за 2-3 недели до этой командировки был назначен бортовым техником-инструктором части и с нетерпением ждал кэпа). Заставу Бог послал на левом фланге Райчихинского отряда. 13 (или12, запамятовал) ПЗ Сагибово, где НЗ, бравый майор, был нам хорошим товарищем (уж очень он любил полетать на борту по своим тылам и немножко побезобразничать, потому и фамилию не пишу, а может и просто забыл ее). Утро. Позавтракали, прошли медицинский контроль, подготовили вертолет и пошли с командиром экипажа докладывать о готовности к вылету каждый своему начальнику, но по каким-то причинам вылет отложили на 2 часа. На обратном пути вооружаемся у дежурного. Получаем только ПМ, автоматы брать с собой почему-то не разрешали, но оно и к лучшему. Ближе к обеду дали добро на вылет, перед вылетом БИП заказал на нас обед в Райчихе. Занимаем свои места в кабине, пока запускаю двигатели, вижу возню командира. Понятно, пистолет в «выпендрежной» кобуре мешает нормально сесть и пристегнуться. Вообще-то, летный состав пистолет в кобуре носил только в полевой форме, с портупеей, что происходило крайне редко (я и не припомню ни одного такого случая). Во всех остальных случаях пистолет лежит в левом нагрудном кармане летной куртки, независимо от сезона. Карман этот и выкроен в виде кобуры и имеет кармашек для запасной обоймы. Кроме того, в этом же кармане имеется метровый капроновый шнурок с карабинчиком на конце, т. е. предусмотрено все. Но нет, летунам хлеба не давай – дай повыеживаться, показывая всем окружающим пистолет в «выпендрежной» кобуре. Что она из себя представляет и как носится, думаю, описывать смысла нет. Так вот, командир снял эту кобуру и положил около носового пулемета, все, сейчас удобно, полетели. Через 45 минут заходим на посадку на вертолетную площадку аэродрома Райчихинска. Перед зависанием вертолет трясет так, что стрелок приборов не видно, естественно, командирский пистолет пополз мне под ноги, я его придержал ногой, а когда тряска прекратилась, задвинул на место, где он лежал изначально. Прилетели, дальше обычная суета – подготовка борта к повторному вылету, ожидание караульного из отряда. Вот и УАЗ показался, закрываю замок ручки двери, навешиваю дополнительный навесной замок, опечатываю дверь. Готово. Идем к машине, навстречу караульный с автоматом, на ходу бросаю ему что-то типа: «принимай, боец, грозную технику под охрану и оборону!» и бегом в УАЗ – кушать хочется. Через час возвращаемся к вертолету, принимаю от бойца борт, формально конечно же, как и сдавал. Главное, чтобы перкаль стабилизаторов цела была да хвостовая балка. А то были случаи, что и протыкали штык-ножом и балку дюралевую и перкаль стабилизаторов в поисках спирта, которым, по мнению бойцов, полон вертолет. Но нет, все в порядке, запускаемся, взлетаем. До заставы километров 130, долетели минут за 40, заходим на посадку, сели. По рации сообщили в часть и в Райчихинск, что перелет завершен. Настроение у всех, как и должно быть у отпускников, отличное. Делаем послеполетную подготовку, собираем нехитрые пожитки, вон уже и шишига с заставы показалась. «Мужики, кто пистоль видал?» - командир, собираясь надеть кобуру на ремень от портупеи, не находит «выпендрежную» на привычном месте… Больше часа всем экипажем плюс НЗ и караульный исследовали вертушку вдоль и поперек, нет Макара. И началось… Делать нечего, по рации командир докладывает о ЧП в Благовещенск. Ожидание… Короче, на заставу мы так и не попали, получили приказ срочно вылетать в Райчихинск. Прилетаем, а там нас уже принимают соколики-особисты во главе с начальником особого отдела ПО. Первым делом разоружили нас со штурманом и поехали в штаб на разборки. Развели экипаж по разным кабинетам и начались перекрестные допросы, каких не видывал ни до ни после. Первый допрос продолжался часов шесть, при этом особисты менялись, приходилось отвечать на повторяющиеся вопросы, но самое противное – не давали перекурить. Когда окончательно поехала крыша от напряжения и опухшие уши стали походить на слоновьи из-за нехватки никотина (только у меня – летчики были некурящими) нам разрешили сходить на ужин. Из Благовещенска о ЧП позвонили в штаб округа. На следующий день, где-то к обеду из Блага прилетел мой штатный командир звена и привез комиссию по расследованию, во главе самим НВ (начальником войск) КДПО. К слову сказать, за глаза этого генерала называли Звездочетом за страстное увлечение всякими там ясновидениями, астралами да фантомами. Кстати, у нас в части тоже был такой «астролог», начальник группы радио-электронного оборудования, так его, естественно, тоже привезли. Комиссия пообщалась с особистами при закрытых дверях, потом и нас пригласили в кабинет начальника ПО. После разгромного вступительного слова НВ предложил присутствующим высказать свои соображения, как исправить ситуацию. Понятно было одно: пистолет пропал, когда экипаж был на обеде, и на заставу вылетели уже без него, только на это никто внимания не обратил. Бедного бойца, охранявшего борт, особисты на изнанку вывернули, но тот оказался кремнем: ничего не видел, ничего не знаю. Поступило предложение: исследовать каждый миллиметр вертолетной площадки и всего аэропорта. Сказано – сделано. Результат – ноль. Тут НВ посмотрел на нашего штурмана и спрашивает: карты есть? Ответ: игральные? Думаю, на голове сказались допросы, которые только закончились. Три секунды присутствующие переваривали услышанное, потом пять минут труднопереводимого русского фольклора (как говорилось в известном кино), после чего штурману было приказано достать из портфеля полетные карты. Наш «астролог» поводил над картой руками, закатив глаза, и уверенно ткнул пальцем. Под ним оказалась какая-то деревушка, километрах в семидесяти от города. Через полчаса два «Урала» увезли в том направлении всех саперов с миноискателями и еще кого-то. Но когда уже смеркалось, по рации сообщили, деревня необитаема и пистолет не обнаружен. Поиск зашел в тупик, доклад в Москву, раздача «подарков»… Самый «дорогой», конечно, достался командиру экипажа от начальника войск – не совпадение с должностью, понятно за что. Второй по весу выхватил штурман, так же от НВ – выговор, за то, что оказался старшим по должности в экипаже (и такое бывает в авиации). Я получил строгача от командира части, за нарушение правил сдачи вертолета под охрану. Это было первое и предпоследнее взыскание за мою службу. На командира экипажа завели уголовное дело и предупредили, что если из его пистолета кого-нибудь убьют в течение полугода – сядет. По прошествии шести месяцев (полагаю, это срок давности в таких делах) дело было закрыто, а к-н Л. уволился из войск. А я через пару месяцев после ЧП получил долгожданного капитана, правильно говорят: выговор – не синяк… |
![]() |
|||
|
|||
|
#2
|
|||
|
|||
Re: Довыпендривался.
Да,тезка.Помню то время,вся служба организовывалась по фазам луны.))))
|
#3
|
Re: Довыпендривался.
БоринВ, Интригующий рассказ.
Прочитал с удовольствием. А ПМ я так понял, испарился в неизвестном направлении. С оружием шутки плохи …
__________________
С уважением! ![]() Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
#4
|
||||
|
||||
Re: Довыпендривался.
Блин, из памяти выпали эти "фазы луны", про них много чего можно было бы написать...
БоринВ добавил(а) 18.02.2014 в 16:30 В Погранавиации, (а, может быть, и везде), были так называемые "пиджаки", т.е. офицеры, которые не заканчивали военного училища, но по зову сердца и разума попавшие после ДОСААФ или каких-то других курсов в ВС. К-н Л. был одним из них, и должного уважения оружию ему просто не привили. Многие из них от нас отличались тем или иным... Мы носили Макара на груди, на том самом карабинчике (за крайне редким исключением, когда очень хотелось, а главное, было перед кем, повыпендриваться, но на земле). А Макара, скорее всего, тот боец где-то в отряде схоронил, где он благополучно и ржавеет до сих пор, ведь там-то не искали. Последний раз редактировалось БоринВ; 18.02.2014 в 20:51. Причина: Добавлено сообщение |
#5
|
|
Re: Довыпендривался.
Цитата:
в разных департаментах и не только по зову сердца, а и по призыву те, кто заканчивали ВУЗы с военной кафедрой. И мне неоднократно приходилось с такими сталкиваться.
__________________
С уважением! ![]() Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
#6
|
||||
|
||||
Re: Довыпендривался.
Значит всё таки пистолет пропал на стоянке? Проникнуть внутрь вертолёта, я так понял, было не очень трудно?
__________________
"На войне три четверти всего - моральные силы" © |
#7
|
||||
|
||||
Re: Довыпендривался.
Да, уж. Если, вдруг, Вы читали мой рассказик, "Как мы духам помогали", к-н К. - тоже "пиджак"... Статистика.
БоринВ добавил(а) 18.02.2014 в 17:27 В вертушку попасть очень легко через грузовые створки, там нет замка (только законтрено проволочкой диаметром 0,8 мм). Но борт круглосуточно под охраной всегда. Все пластилиновые печати были на месте, я проверил перед открытием борта. Особистам, конечно, мы ничего не говорили, но меж собой сделали вывод: кто-то из летчиков (думаю, командир, поскольку его сторона была вне видимости с дороги) не дослал блистер до фиксатора, боец скучал вокруг вертушки, заглянул в кабину, увидел пушку. Печати трогать нельзя, толкнул блистер, тот сдвинулся миллиметров на 150, до следующей защелки, дальше все просто. Если не так, значит, инопланетяне... Последний раз редактировалось БоринВ; 18.02.2014 в 21:31. Причина: Добавлено сообщение |
#8
|
Re: Довыпендривался.
Да и я как старый чекист сразу на этого бойца и подумал.
Просто выше не стал писать об этом.Да читал тот Ваш рассказ. Так и понял что он самый ...
__________________
С уважением! ![]() Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
#9
|
||||
|
||||
Re: Довыпендривался.
Пресловутый человеческий фактор: один расслабился, другой подсуетился. С воровством в ПВ я встречался неоднократно, но всё таки эти случаи для войск не характерны. В большинстве своём погранцы этим не страдали.
А за рассказ спасибо! Очень колоритно всё расписано.
__________________
"На войне три четверти всего - моральные силы" © |
#10
|
||||
|
||||
Re: Довыпендривался.
БоринВ, Спасибо за рассказ!!! Привет от 26-й ОАЭ!!!! Такой шнурочек?)))
__________________
Михаил. |
![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() |